МБОУ "Толстихинская СОШ"
село Толстихино
  • Помощь в трудной ситуации

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    Социальная помощь

    В МБОУ "Толстихинская СОШ" оказывается социальная помощь всем участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям/законным представителям, педагогам).  А именно:

    • организация всесторонней помощи социально незащищенным категориям семей: многодетным, малообеспеченным, неполным,  опекаемым, кризисным и семьям  «группы риска», родителям, воспитывающим детей – инвалидов и с ОВЗ,  семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев; а также детям-сиротам, несовершеннолетним групп социального риска.
    • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
    • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
    • консультативная, методическая и иная помощь педагогам.

    Главные задачи социального педагога

    • Руководствуясь Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», социальным  педагогом решаются следующие задачи:

    • координация взаимодействия и посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
    • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;
    • социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК;
    • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
    • включение обучающихся и родителей в индивидуальную и общественно-полезную деятельность, направленную на повышение устойчивости к влиянию факторов социальных рисков, формирование здорового образа жизни;
    • формирование социальной компетентности.

    Главные задачи социального педагога

    • Руководствуясь Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», социальным  педагогом решаются следующие задачи:

    • координация взаимодействия и посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
    • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;
    • социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК;
    • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
    • включение обучающихся и родителей в индивидуальную и общественно-полезную деятельность, направленную на повышение устойчивости к влиянию факторов социальных рисков, формирование здорового образа жизни;
    • формирование социальной компетентности.

    Направления работы

    • Диагностическая работа.
    • Профилактиктика и просвещение.
    • Коррекционная работа и оказание социальной помощи.

    Социальный педагог

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Информация для родителей о школьном психологе.

    Отношение родителей к школьным психологам не однозначно. «Когда мы учились в школе, никаких психологов и в помине не было, и ничего! А теперь взяли моду – чуть что, сразу к психологу направлять!» – возмущаются одни. «Как хорошо, что в школе теперь есть психологи, скольких проблем они помогают избежать нам и нашим детям! Жаль, что в нашем детстве такого не было!» – радуются другие родители. Проблема в том, что работа школьного психолога подобна айсбергу – большая ее часть скрыта от посторонних глаз. Поэтому психолог в школе – явление сегодня хоть и нередкое, но все равно не очень понятное. Как с ним взаимодействовать, в каких случаях к нему обращаться, да и надо ли?

    Критик или помощник?

    Все родители что-то знают о психологических тестах (многие сами их проходили, например при приеме на работу), поэтому именно тестирование является в представлении многих основной деятельностью психолога. Кроме того, первая встреча родителей и ребенка со школьным психологом происходит обычно при поступлении в школу, когда демонстрируется только одна сторона его работы – диагностическая. Многие родители сохраняют весьма негативные впечатления от этой встречи. Все это побуждает родителей с предубеждением и даже опаской относиться к деятельности школьного психолога. В нем видят критика, а не помощника. 

    Такое отношение в корне неверно. Психолог в школе всегда работает с триадой: учитель, ученик, родители. Его задача – помогать преодолевать все неминуемые трудности образовательного процесса. И тестирование далеко не самая важная часть его деятельности. Нормативными документами за психологом закреплена обязанность заниматься диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной, развивающей, психопрофилактической работой – исходя из запросов школы, в которой он работает.

    Только по желанию родителей и с их разрешения!

    Что имеется в виду, когда речь идет о диагностической работе? Прежде всего это фронтальное (групповое) и индивидуальное обследование детей при помощи различных психологических методик.

    1. Групповая диагностика проводится с целым классом или в подгруппах. Обычно речь идет о плановом тестировании по запросу учителей или администрации. Например, об исследовании внимания, памяти, творческих способностей, мотивации, отношений между учащимися. Предлагаемые детям методики обычно имеют конкретные варианты ответов, поэтому результаты подсчитываются по шаблону и сравниваются с существующими для этого теста возрастными нормами и зачастую для окончательного вывода нужно дополнительно провести индивидуальное обследование.

    2. Индивидуальная диагностика проводится только с разрешения родителей и по их запросу. Обычно встреча психолога с ребенком предваряется беседой с его родителями, и только затем начинается работа с самим малышом. Как правило, специалист не ограничивается только тестовыми методиками, а беседует с ребенком, просит его что-нибудь нарисовать (человека, семью, свои страхи), использует игровые упражнения (особенно с уча- щимися начальных классов). Возможно включение элементов компьютерного тестирования, которое воспринимается детьми с интересом и без протеста (свойственного, например, подросткам, не любящим, когда им «лезут в душу»). Чаще всего психолог обследует ребенка один на один, но возможно и тестирование в присутствии родителей.

    По результатам обследования учащихся психолог может прийти к выводу, что им нужны специальные коррекционно-развивающие занятия, чтобы помочь детям преодолеть выявленные проблемы. Например, проводятся занятия по развитию произвольности (умению работать по правилу) у учащихся первых классов, в более старшем возрасте – по развитию внимания или памяти. Есть занятия, направленные на преодоление личностных проблем (страхов, тревожности, застенчивости, агрессивности), приобретение коммуникативных навыков. Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально. Поскольку психологи обладают специальными знаниями о возрастных нормах и особенностях развития детей в различные периоды, то в круг их обязанностей входит и просветительская работа. Они делятся психологическими знаниями с родителями, учителями и учащимися, дают общие рекомендации по ряду ситуаций, выступая на педсоветах, родительских собраниях и классных часах. 

    Еще одна очень важная и востребованная часть работы школьного психолога – консультативная. Кроме того, консультирование позволяет «выпустить пар», снять напряжение, а это уже немаленький шаг на пути к решению проблемы. Психолог может спокойно, безоценочно выслушать и ребенка, и его родителей, обеспечить своему собеседнику принятие и понимание (чего часто не хватает, например, детям с их «пустяковыми», с точки зрения близких, проблемами). Иногда человеку очень важно именно выговориться, а не только получить совет. Психолог помогает увидеть происходящее со стороны, рассмотреть все аспекты проблемы, отметить плюсы и минусы данной ситуации.

    Условие: максимальная откровенность

    К сожалению, практика обращения за помощью к своему школьному психологу еще достаточно мала: кто-то не знает о подобной возможности, кто-то не доверяет психологической службе, кто-то не верит, что помощь в их ситуации реальна, кто-то надеется, что проблема «сама рассосется со временем».

    Чтобы отбросить все сомнения, давайте определимся с ответами на ряд вопросов.

    Как попасть к психологу? Для начала вам стоит просто прийти на первичный прием. О возможности посетить школьного психолога можно узнать у классного руководителя. Цель вашей  встречи – познакомиться со специалистом, рассказать ему о своих опасениях, узнать о результатах фронтальных обследований и наблюдений за детьми.

    Когда пора бить тревогу? Родители нередко признаются, что у них нет однозначного ответа на вопрос: надо или не надо им обращаться к психологу. На мой взгляд, если есть возможность, то лучше сходить на прием к школьному психологу, поговорить с ним о своем ребенке. Даже если никаких особых проблем и не существует. Как говорится, «дешевле профилактики ничего нет». К сожалению, часто родители приходят к психологу, когда проблема уже стоит очень остро. Например, ребенок отказывается ходить в школу или у него «полный завал с учебой». Мой вам совет: не стоит дожидаться обострения, есть множество признаков в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей. Вам пора обратиться за помощью психолога, если:

    ·         ребенок ведет себя необычным образом;

    ·         резко ухудшилась его успеваемость;

    ·         он стал агрессивен, грубит;

    ·         наблюдаются невротические проявления (тики, заикание);

    ·         малыш часто плачет без очевидной причины.

    Кроме того, на ребенка сильно влияют некоторые события в семье – переезд, рождение братика или сестрички, развод родителей, длительная командировка кого-то из родных, госпитализация самого малыша или кого-то из близких, болезнь или гибель домашнего любимца. Все эти ситуации – тоже серьезный повод обратиться к школьному психологу. 

    Что значит подготовить ребенка к встрече? Чаще всего дети уже знают школьного психолога, который приходил к ним на уроки, предлагал выполнить какие-то задания, проводил занятия с классом. Поэтому нет необходимости как то специально готовить ребенка к предстоящей встрече. Но ее успех во многом зависит от установки родителей. Чем позитивнее и естественнее будет их отношение к психологу, тем больше пользы для семьи будет от общения с ним.

    Можно ли доверять? Как и любая психологическая работа, консультирование в школе строится на принципе конфиденциальности. Психолог не обязан рассказывать о содержании беседы с клиентами ни администрации школы, ни учителям. По результатам беседы или индивидуального тестирования он сообщает им только общие результаты (несколько занижена самооценка, демонстрирует тревогу по отношению к учебе и проч.).

    Конечно, родителям лучше быть с психологом предельно откровенными, потому что это поможет ему лучше понять вас и вашего ребенка.

    Как реагировать на рекомендации? Все, что говорит психолог, носит рекомендательный характер. Психолог – советчик, а не судья. Его задача не учить, не воспитывать, а помогать, подсказывать. Не стоит надеяться, что само по себе обращение к психологу поможет решить какие-либо проблемы. Это только первый шаг на пути к этому. Далее предстоит совместная, иногда долгая и кропотливая работа, требующая терпения и понимания, а также участия всех звеньев образовательного процесса: учителя, ученика, родителей.

    Когда школьный специалист – не помощник

    Бывают ситуации, в которых школьный психолог не может помочь. Точнее, его участия недостаточно. Речь идет о ситуациях, когда нужны занятия с другими специалистами – нейропсихологом, дефектологом, семейным психотерапевтом. Например, если у ребенка проблемы в усвоении школьной программы и нужна более точная диагностика, то на помощь приходят специалисты психологических центров. Сложные ситуации в семье (например, затяжной конфликт между членами семьи, семья на грани распада, после развода или пережившая трагедию) также с трудом подлежат коррекции школьным психологом. Он может указать, что лежит в основе проблем ребенка, но гармонизацией отношений в семье должен заниматься другой специалист (семейный консультант), так как работа требуется длительная и по возможности со всей семьей. Иногда психолог может порекомендовать родителям сводить ребенка на обследование к тому или иному специалисту. Не стоит этого пугаться: ведь цель – не найти какие то отклонения у ребенка, а, наоборот, раз и навсегда исключить наличие органических нарушений. Если же какие-то отклонения будут обнаружены, то своевременно начатая коррекция позволяет достигнуть лучших результатов, чем когда «время уже упущено».

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья. .

    Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми. И.В. Дубровина выделяет проблемы, с которыми обращаются к психологу взрослые. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.

    Методическая помощь педагогам

    Педагог-психолог

    Социальный педагог

    Уполномоченный по правам ребёнка в "Название Города"

    Куда ещё можно обратиться

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie